психолого-медицинское сопровождение образовательного процесса

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА

Описание модели медико-психолого-педагогического сопровождения образования
Организация психолого-педагогической службы
Формы педагогической диагностики развития обучающихся в ОУ
Проведена работа...
Объемные показатели работы психолога
Методическое обеспечение
Коррекционно-развивающие и профилактические программы
Организация горячего питания
Данные по травматизму
Процедуры и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

 

Описание модели медико-психолого-педагогического сопровождения

 

Наличие комплексно-целевых программ, планирующих спортивную, оздоровительную и т.п. работу в ОУ

Программа ВР «Духовно-нравственное развитие, воспитание, социализация и профессиональная ориентация обучающихся МБОУ «СОШ № 3».

Организация психолого-педагогической службы:

  • на уровне отдельных мероприятий,
  • на уровне становления психолого-педагогической службы с диагностикой и коррекцией,
  • на уровне психолого-педагогического сопровождения обучающихся в УВП.


Формы педагогической диагностики развития обучающихся в ОУ

  • диагностика ученика: изучение развития личности, изучение познавательных интересов, возможностей развития учебных мотивов, диагностика интереса к чтению;
  • диагностика педагогического взаимодействия: изучение ученического коллектива через анкетирование и другие опросные методики, социометрические и проективные методики, наблюдение, беседу, моделирование, анализ документов и работ учащихся, метод незаконченных предложений, срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки творческих работ детей и т.д.

-=К ОГЛАВЛЕНИЮ=-

 

Проведена работа:

1. В октябре-ноябре 2013 года была проведена диагностика готовности первоклассников к обучению в школе:

  • Диагностика проводилась по методике Ю.З. Гильбуха и Н.Г. Лускановой.
  • В ходе исследования готовности были выявлены следующие результаты:
  • Уровень готовности первоклассников к школьному обучению в 2013-2014 учебном году по результатам диагностики определился как выше среднего.
  • Полученные результаты диагностики свидетельствуют о достаточном уровне сформированности психических процессов.
  • Анализ результатов проективной методики свидетельствует о высокой школьной мотивации и положительном отношении к школе.

2. В сентябре 2013 было проведено исследование с целью изучения адаптации учащихся 5 классов к обучению в среднем звене школы:

  • Для достижения намеченной цели необходимо было выявить уровень школьной мотивации, эмоциональное состояние (уровень тревожности), уровень самооценки пятиклассников, а так же диагностика сплоченности – разобщенности классного коллектива.

Получились следующие результаты:

  • Высокий уровень мотивации и положительное отношение к школе выявлено у 75% учащихся, 25% учащихся низкий уровень мотивации и негативное отношение к школе.
  • У 20% пятиклассников выявлен высокий и повышенный уровень тревожности в период адаптации.
  • Уровень развития самооценки младших подростков в норме.
  • В ходе социометрического исследования в каждом классе выявлены лидеры и изолированные.

3. В октябре 2013 было проведено исследование с целью изучения адаптации учащихся 10 классов к обучению в старшем звене школы:

  • В ходе диагностики был выявлен уровень учебной мотивации и уровень развития психологического климата в классе.
  • На основании полученных результатов был сделан вывод, что социально-психологическая адаптация у десятиклассников проходила успешно, учащиеся мотивированы на учебу, адаптированы к новым условиям работы в 10 классе. Психологический климат в классах оценивают высоко - им нравятся люди, с которыми они учатся.

4. В течении учебного года среди учащихся 6-8 классов была проведена диагностика уровня учебной мотивации, уровня школьной тревожности, уровень развития самооценки подростков, сплоченности – разобщенности классного коллектива. По результатам диагностики каждому классному руководителю даны рекомендации.

5. В январе 2014 по запросу администрации была проведена диагностика познавательных процессов учащихся 5 «б» и 7 «а» классов.
Обследование проводилось согласно методическому аппарату: исследование зрительной и слуховой памяти ( А. Лурия), внимания ( «Корректурная проба» Пьерон- Рузер), словесно – логического мышления («Исключение лишнего»).
Даны рекомендации учителям-предметникам, работающим в этих классах – включать в работу больше заданий по развитию логического мышления и зрительной памяти.

6. В феврале 2014 среди учащихся 11 классов было проведено исследование с целью выявления уровня учебной мотивации, степени готовности к выбору образовательного маршрута, а так же личностному и профессиональному самоопределению.

  • В ходе исследования был сделан вывод, что профессиональные предпочтения и интересы части учащихся еще не сформированы, т.е. учащиеся больше ориентируются на нынешнюю популярность некоторых профессий, а не на востребованность.

7. В марте 2014 среди учащихся 9 классов проведено исследование по профориентации, которое раскрывает их планы на последующую образовательную траекторию, профессии, интересы образовательных областей.

  • Вывод: большинство учащихся определились с выбором дальнейшего образовательного маршрута. Однако, еще остались дети, которые не представляют чем будут заниматься во взрослой жизни и что им необходимо для успешности.

8. В марте – апреле было проведено диагностическое исследование учащихся 4 классов с целью получения информации об уровне сформированности познавательных процессов ( памяти, внимания, умственного развития).

  • Полученные результаты диагностики свидетельствуют о достаточном уровне сформированности психических процессов учащихся четвертых классов.

9. В апреле 2014 была проведена диагностика учащихся 2-3 классов с целью получения информации об уровне развития учебной мотивации, а так же сплоченности-разобщенности классного коллектива.

  • Достаточный уровень сформированности учебной мотивации, но необходимо классным руководителям обратить внимание на межличностные отношения в классах.

10. Среди учащихся 1-11 классов была проведена диагностика уровня воспитанности.

  • Результаты диагностики свидетельствуют о том, что классным руководителям, учителям, социально-психологической службе школы необходимо продолжить работу по обучению детей жизненно важным навыкам, выработке у них умений и навыков бесконфликтного, толерантного существования.

11. Среди родителей учащихся 1-11 классов было проведено анкетирование по вопросам качества преподавания в школе.

  • По результатам опроса можно сделать вывод, что родители дают положительную оценку по всем вопросам- отношение к школе позитивное.

12. Среди педагогов школы было проведено исследование с целью определения уровня сформированности у педагога профессиональной позиции воспитателя и степени удовлетворенности жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

  • Профессиональная позиция воспитателя сформирована на среднем уровне – среднее значение 42,6 при максимальном значении 60. коэффициент удовлетворенности педагогов школы с перечисленными аспектами жизнедеятельности определился на среднем уровне-3 балла.
  • Психокоррекционная работа. Психокоррекционная работа проводилась с учащимися 1-х и 5-х классов, в основном, в групповой форме, так как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям можно только сообща.
  • В 11 классах – развитие адаптационных возможностей к стрессу, вызванному сдачей выпускных и вступительных экзаменов. Коррекционная работа проводилась по программе групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся А. Микляевой и П. Румянцевой. А также цикл профилактических занятий по программе «Как пережить экзамены» (для учащихся девятых и одиннадцатых классов).
  • В нашей школе во время осенних каникул проводилась планомерная работа с детьми «группы риска». В ней принимали участие администрация школы, классные руководители, социальный педагог и педагог-психолог. Психологическое сопровождение проходило в виде бесед, психологических игр, тренингов.
  • Просветительская и консультационная работа. В 2013-2014 учебном году проводилась просветительская и консультационная работа.
  • С педколлективом проведены беседы по следующим темам: «Адаптация 5-классников к школе», «Взаимоотношения классного руководителя и учащихся». Помимо этого консультации учителей-предметников, и классных руководителей по личным, учебным и производственным проблемам.
  • Для работы с родителями были запланированы и проведены выступления на родительских собраниях с темами: «Первый раз – в первый класс» (1 кл.), «Переход в 5 класс: новые требования, проблемы и пути их решения» (5 кл.), «Физиологические особенности подросткового возраста» (8 кл.), «Учебная мотивация» (11кл). На информационном стенде для родителей были размещены рекомендации по теме «Ваш ребенок первоклассник», «Психологическая подготовка к ЕГЭ». Также в течение всего года проводились консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей по итогам психологических обследований, по их личной просьбе или по рекомендации учителей.

 

ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

ВСЕГО охвачено
психол. работой

Люди
1681

Детей

1097

Родителей

511

Адм.работников

5

Специалистов

68

По возрастным группам детей

1-ая ступень обучения

2-ая ступень обучения

3-я ступень обучения

491

498

108

1. Диагностическая работа 40 минут

Количество индивидуальных обследований

165/83

Первич

ных

157/79

Дети

157/79

Родители

 

Специалисты

 

Повтор

ных

8/4

Дети

8/4

Родители

-/

Специалисты

-

Количество групповых обследований

11/41

Первич

ных

11/41

Дети

11/41

Родители

2\7

Специалисты

2/2

Повтор

ных

 

Дети

/

Родители

-

Специалисты

-

Общее кол-во обследованных в групповой диагностике

Люди

1694

Дети

840

Родители

745

Специалисты

109

2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа

Количество групповых занятий

83\83

Дети

83\83

Родители

-

Специалисты

-

Общее количество посещений групповых занятий

675

Дети

675

Родители

-

Специалисты

-

Количество индивидуальных занятий

45/45

Дети

45\45

Родители

-

Специалисты

 

Количество индивидуальных консультаций

107\84

Дети

45\45

Родители

46\23

Специалисты

16\16

Количество групповых консультаций

33\33

Дети

10\10

Родители

11\11

Специалисты

12\12

Общее количество посещений групповых консультаций

Люди

1004

Дети

552

Родители

383

Специалисты

69

3. Организационно-методическая работа

Участие в заседаниях

Кол-во/часы

28\36

     

В том числе в консилиумах

0

Плановых

0

Внеплановых

 

Организация и проведение экспертных работ

Кол-во/часы

Плановых

-

Внеплановых

 

Количество проведенных семинаров

Кол-во/

часы

Для педагогов/ др.специалистов

-

Для родителей

-

Количество открытых занятий (уроков), проведенных психологом

Кол-во
-

Посещение уроков, занятий других специалистов

Кол-во (часы) 4

Социально-диспетчерская работа

Ск-ко

Руководство практикой студентов

Кол-во/часы

 

Количество часов собственно психологической работы с участниками образовательного процесса

368

Количество часов затраченных на организационно – методическую работу, связанную непосредственно с участниками образовательного процесса

4

Всего часов по отчёту

372

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, СОПРОВОЖДАЕМЫХ ПСИХОЛОГОМ

ТЕМА ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕР СОПРОВОЖДЕНИЯ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1 «Здоровье» Формирование устойчивого нравственного и психологического неприятия употребления ПАВ 7
2 ООП НОО Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья 8
3 «Профориентация» Помочь в профессиональной ориентации и личностно-профессиональном самоопределении 12
4 «Одаренные дети» Развитие интеллектуального потенциала, формирование личностных и коммуникативных качеств. 4

-=К ОГЛАВЛЕНИЮ=-

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК

Название методики (теста)

Автор (ы) методики

Год издания (модифи-кация)

Издательство (литературный источник)

1. Диагностика мотивационной сферы учащихся

1. Анкета школьной мотивации Н. Г. Лусканова   Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М., «Фолиум», 1993
2. Определение мотивов учения М.Р. Гинзбург   «Школьный психолог» № 6, 2004.

2. Диагностика познавательной сферы учащихся

1. Диагностика готовности к школе Ю.Гильбух   «Психологический практикум» Ростов-на-Дону «Феникс»
2. Уровень умственного развития младших школьников Э.Ф.Замбицявичене   Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога»
Москва «ВЛАДОСпресс, 2002
3. Заучивание 10 слов Лурия   «Практическая психология в тестах», Москва, «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
4. Корректурная проба Бурдон   «Практическая психология в тестах», Москва, «АСТ-ПРЕСС КНИГА»

3. Диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся

1. Уровень школьной тревожности Филлипс   Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» Москва«ВЛАДОСпресс,2002
2. Несуществующее животное М.З. Дукаревич   А.А.Карелина «Психологические тесты» Москва «ВЛАДОС»,2002

4. Диагностика межличностных взаимоотношений

1. Социометрия Дж. Морено   М.В.Оленникова «Лучшие психологические тесты» Санкт-Петербург «Сова»,2010
2. Рисунок семьи Н.Корман, Р. Бернс   М.В.Оленникова «Лучшие психологические тесты» Санкт-Петербург, « Сова»,2010
3. Рисунок семьи Рене Жиля   «Практическая психология в тестах», Москва, «АСТ-ПРЕСС КНИГА»

5. Психодиагностика личностных особенностей

1. Выявление типа темперамента Г. Айзенк   Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» Москва «ВЛАДОСпресс, 2002
2. Карта интересов А.Е. Голомшток   Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога» Москва «ВЛАДОСпресс,2002
3. ДДО Климов   А.А.Карелина «Психологические тесты» Москва «ВЛАДОС», 2002

-=К ОГЛАВЛЕНИЮ=-

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

 

Название программы

Автор(ы) программы

Кем и когда утверждена

Издательство (литературный источник)

  1. Развитие личностных особенностей

1.

Тренинг «Саморазвитие личности»

Л.Ф.Анн

 

Л.Анн Психологический тренинг.«Питер»,2003

  1. Развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы

2.

«Я подросток. Мир эмоций» (7 кл.)

А. В. Микляева

 

Микляева А.В. «Я – подросток. Мир эмоций». Программа уроков психологии (7 класс). – СПб.: Издательство «Речь». 2003. – 100 с.: ил.

3. Развитие коммуникативных навыков (межличностная сфера)

3.

«Я – подросток. Я среди других людей» (9 кл.)

А.В. Микляева

 

Микляева А.В «Я – подросток». Программа уроков психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2003

4. Развитие познавательной сферы

4.

Коррекционные занятия по развитию познавательной сферы

М. А. Акимова В.Т.Козлова

 

Акимова М. А., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск. Изд-во «Принтер»

-=К ОГЛАВЛЕНИЮ=-

 

Организация физкультурно-оздоровительной работы (вне учебного расписания на добровольной основе: бассейн, тренажерный зал, спортивные площадки, полоса препятствий, спортивные секции и т.п.):

  • на базе ОУ действует: бассейн, тир, туристический клуб пешеходный горного туризма, сауна, 2 тренажерных зала, спортивно-игровой комплекс, 2 спортивных зала, велотрасса для занятий BMX-спортом, кабинет хореографии, лыжная база, обеспечивая внеурочную занятость учащихся в секциях: «Волейбол», «Атлетическая гимнастика», «Стрельба», «Баскетбол», «Плавание», «Лыжная подготовка», «Теннис», «Велокросс».
  • вне ОУ: учащиеся занимаются в объединениях ДЮСШ, ДОСААФ, спортивно-автономных и спортивно-технических учреждений города Братска.


Организация горячего питания

Не маловажную роль в обучении и воспитании играет питание обучающихся в школе. От того, насколько правильно будет организовано питание, зависит не только здоровье, но и качество обучения детей. Горячим питанием охвачено 93,2% учащихся МБОУ «СОШ №46».

Охват питанием МБОУ «СОШ №46» по возрастным группам
и обеспеченность нуждающихся в питании с учетом длительности пребывания в учреждении, а также иных факторов

Показатель

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

ИТОГО

Всего количество учащихся

494

507

108

1109

Наименование приемов пищи нуждаю- щиеся в питании, чел. полу- чающие питание, чел. охват горячим питанием, % от кол-ва нуждаю- щихся нуждаю- щиеся в питании, чел. полу- чающие питание, чел. охват горячим питанием, % от кол-ва нуждаю- щихся нуждаю- щиеся в питании, чел. полу- чающие питание, чел. охват горячим питанием, % от кол-ва нуждаю- щихся нуждаю- щиеся в питании, чел. полу- чающие питание, чел. охват горячим питанием, % от кол-ва нуждаю- щихся
Горячее питание                        
Только горячий завтрак 245 245   170 170   32 32   447 447  
Только горячий обед 149 149   263 263   47 47   459 459  
Итого одноразовое питание 394 394 79,8% 433 433 95,2% 79 79 92,9% 906 906 87,62%
Двухразовое питание (Горячий завтрак+ обед и Горячий обед+ ужин) 100 100 20,2% 22 22 4,8% 6 6 7,1% 128 128 12,38%
Итого получающих горячее питание 494 494 100,0% 455 455 100,0% 85 85 100,0% 1034 1034 100,0%
Общий охват горячим питанием, % от кол-ва учащихся

100,0%

89,7%

78,7%

93,2%

диетическое питание 494 494   455 455         949 949 91,8%
Полдник 100 100               100 100 9,7%
Дополнительное питание (молоко, соки и др.)                   0 0 0,0%

-=К ОГЛАВЛЕНИЮ=-

 

Процедуры и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

Охват учащихся

I ступень

II ступень

III ступень

Кол-во охваченных

% от общего числа

Кол-во охваченных

% от общего числа

Кол-во охваченных

% от общего числа

СПОРТИВНЫЕ:

Школьные:

День здоровья

485

48%

430

42%

90

9%

Презид. многоборье

480

47%

425

42%

80

8%

Футбол

110

11%

150

15%

30

3%

Баскетбол

52

5%

164

16%

36

3,5%

Перестрелка

174

17%

-

-

-

-

Олимпиада

-

-

96

9%

26

2,5%

«Вперед мальчишки»

118

12%

150

15%

-

-

«А ну-ка, девочки»

118

12%

150

15%

26

2,5%

«Испытай себя»

-

-

80

8%

30

3%

Пулевая стрельба

-

-

80

8%

36

3,5%

Лыжные гонки

110

11%

150

15%

26

2,5%

Плавание

480

47%

-

-

-

-

Пионербол

110

11%

-

-

-

-

Волейбол

-

-

80

8%

32

3%

Легкоатлет. эстафета

110

11%

164

16%

32

3%

Городские:

Презид. многоборье

20

1,9%

18

1,7%

-

-

Футбол

10

1%

-

-

-

-

Баскетбол

-

-

20

2%

10

1%

Перестрелка

15

1,5%

-

-

-

-

Олимпиада

-

-

4

0,4%

4

0,4%

«Вперед мальчишки»

10

1%

-

-

-

-

«Испытай себя»

-

-

8

0,8%

8

0,8%

Пулевая стрельба

-

-

6

0,6%

8

0,8%

Лыжные гонки

10

1%

10

1%

30

3%

Плавание

12

1,2%

-

-

-

-

Волейбол

-

-

8

0,8%

12

1%

Легкоатлет. эстафета

-

-

10

1%

20

2%

Туризм

-

-

8

0,8%

-

-

Программа «Любовь к спорту с детства»

-

-

-

-

-

-

МЕДИЦИНСКИЕ

Прививки

401

39%

434

43%

82

8%

Витаминизация пищи

487

48%

434

43%

96

9%

Углубленные мед.осмотры

240

24%

332

33%

89

9%

Оздоровление уч-ся по результатам мед.осмотров

220

22%

312

31%

81

8%

Создание базы данных о состоянииздоровья обучающихся

487

48%

434

43%

96

9%

Формирование групп учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

9

0,8%

16

1,6%

8

0,7%

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Декада ЗОЖ 487

48%

434

43%

96

9%

Деятельность общественного поста «Здоровье +»

487

48%

434

43%

96

9%

Месячник по профилактике социально-негативных явлений

487

48%

434

43%

96

9%

Мероприятия по созданию здоровьесберегающей образовательной среды (2013-2014 учебный год)

Охват учащихся

I ступень

II ступень

III ступень

Кол-во охваченных

% от общего числа

Кол-во охваченных

% от общего числа

Кол-во охваченных

% от общего числа

Организация горячего питания школьников

518

49%

455

43%

81

8%

Оздоровительное плавание

518

49%

-

-

-

-

Санитарно-гигиеническое просвещение уч-ся и родителей

518

49%

455

43%

81

8%

Обеспечение надлежащих гигиенических условий по нормам СанПиНов

518

49%

455

43%

81

8%

-=К ОГЛАВЛЕНИЮ=-

 

Данные по травматизму

среди обучающихся (воспитанников) общеобразовательного учреждения
за три года, предшествующие государственной аккредитации
(указать число случаев, потребовавших вмешательства и оформленных актом Н-2)

Виды травматизма

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Число случаев

Общее количество случаев травматизма

0

0

0

Из них:

- зафиксировано во время образовательного процесса

0

0

0

- в том числе оформлено актами Н-2

0

0

0

- число дорожно-транспортных происшествий

0

0

0

-=К ОГЛАВЛЕНИЮ=-